В вопросах этики и нравственности советские мыслители метались между реализмом и идеализмом. “Мораль — рукотворная конструкция, возведенная историческими условиями и обществом.” - утверждали советские философы, - “бытиё формирует сознание” На вопрос - кто и как будет создавать бытиё, которое будет формировать правильную мораль людей, ответ существовал только один - ликвидация частной собственности - самодостаточный механизм очеловечивания человека. Других механизмов так и не было предложено, если не считать заимствований у ненавистной религии.

Марксистская идея  переустройства мира, которая дополнялась уверенностью в возможности переделки законов природы, имела следствием и утопию нового человека, приобретшую необычайную популярность среди русских революционеров. Идеалом личности был объявлен человек — демиург, творящий мир по своему вкусу, физически преображающий не только социокультурное пространство, но и природную среду.

Совершенный человек светлого будущего, по мнению революционеров, должен был обязательно проклюнуться из современного несовершенства, будто бабочка из кокона, как только падут оковы частной собственности, кандалами висящие на его шее и не дающие воспарить над серой унылой феодально-капиталистической действительностью.

Именно поэтому среди революционеров-большевиков царила абсолютная уверенность, что «уже следующее поколение будет жить при коммунизме». Именно за эту идею они шли на каторгу, на эшафот и готовы были отправлять туда других. Игра стоила свеч, а жертвы – земного рая, который был уже так близко…

Пророчества Маркса относительно того, что с «упразднением» частной собственности произойдет воссоединение человека с некогда утраченной им своей сущностью, не сбылись. С частной собственностью большевики расправились очень быстро, а вот «нового человека» по модели классика создать так и не удалось.

Идею изменения природы человека посредством отмены частной собственности на средства производства постарались после революции не затрагивать и сами марксистские идеологи. Это были уже не пламенные революционные романтики, а скучные партийные чиновники. Их заботило не построение рая на Земле, а сохранность собственного кресла, карьеры и все остальные удовольствия материального мира. Но это уже другая история.

Сергей Васильев 2024 год